О психологической подготовке к бою…
Говоря кратко, Путь боевых искусств - это процесс превращения обычного человека в воина. А как выразился Карлос Кастанеда, "стать воином - значит сознательно выработать в себе набор специфических качеств и соответствующее этим качествам поведение".
Масутацу Ояма сказал по существу то же самое, но иными словами: "путь боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику".
Проблема Пути боевых искусств изрядно запутана тем, что, обсуждая ее, чаще всего говорят о другом. Например, начинают рассказывать о принципах "инь-ян", о пяти первостихиях и восьми триграммах, либо цитируют христианских Отцов и Учителей Церкви. То и другое не имеет особого смысла.
Не так-то просто связать даосскую натурфилософию или христианскую догматику с жестокой резней и мордобоем.
Лучше всего это получается у тех людей, которые любят глубокомысленно рассуждать о реализации в бою принципа ненасилия, о просветленном сознании бойца, о бесовских искушениях и других интересных вещах из области мистики.
Личное общение с некоторыми из них убедило меня в том, что к подобным рассуждениям наиболее склонны теоретики, никогда не вступавшие в кровавые столкновения с полупьяными субъектами, вооруженными кастетами или разбитыми бутылками (не говоря уже о рукопашных схватках на войне).
Именно теоретики преувеличивают значение мистических изысканий и недооценивают критическую роль практики. Путанице также способствует то обстоятельство, что изложение теории Пути боевых искусств традиционно пытаются осуществлять через легенды, исторические анекдоты, всякого рода притчи и афоризмы.
Однако современный человек, лишенный классического гуманитарного образования, не приученный думать своей собственной головой, в большинстве случаев не в состоянии извлечь из этих сказок хоть что-то полезное для себя. Ему требуется ясное объяснение сути проблемы, своего рода инструкция по использованию собственного тела и духа, похожая на памятку для автолюбителя или владельца компьютера.
Лично мне кажется, что для начала надо понять, чем вообще привлекает людей искусство рукопашного боя сегодня, когда имеется столько огнестрельного, химического и электрического оружия.
Видимо, дело в том, что боевые искусства (конечно, как и некоторые другие виды увлечений) позволяют удовлетворять глубинные потребности, определяющие все наши поступки.
Эти потребности разделяются у людей на три основные группы: витальные, социальные и идеальные (или духовные). Удовлетворение витальных потребностей обеспечивает биологическое существование индивида; признание со стороны себе подобных связано с социальными потребностями.
Что же касается третьей группы, то именно здесь скрыта причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того, что в совокупности составляет смысл жизни. Так вот, прикладной аспект боевых искусств, то, что в японском Будо называют "дзюцу" (техника, приемы) отвечает инстинкту самосохранения, присущему человеку как виду живых существ. Практика соревновательных поединков, показательных и трюковых выступлений ("сиай") соответствует той стороне человеческой натуры, которая нуждается в признании окружающими ее достижений и личных качеств.
Наконец, третий аспект боевых искусств, именуемый "до" (путь) связан с совершенствованием личности, с поиском смысла жизни, с обретением духовных ценностей.
Принципиально важно то, что в рамках одних школ эти стороны боевых искусств сливаются воедино, в других же реализуются по отдельности (только техника реального боя, только спорт, только психофизическое совершенствование). Ведя разговор о человеческих потребностях, следует особо подчеркнуть, что человек отличается от животных не витальными и даже не социальными потребностями, а идеальными.
Иными словами, в каждом из нас тем больше человеческого, чем сильнее наши поступки определяются стимулами духовного плана. В конечном счете (потому что на первый взгляд это совсем не очевидно) жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремление к власти или к славе - все это в людях от первобытного стада человекообразных обезьян.
В самом деле, к чему фактически сводятся мечты пресловутого "среднего человека", которого антропологи красноречиво называют "голой обезьяной"? К тому, чтобы как можно реже напрягаться умственно и физически, как можно чаще отдыхать и развлекаться.
А в процессе отдыха и развлечений наиболее значимыми являются для него положительные физиологические ощущения, особенно сексуальные и пищевкусовые. Короче говоря, огромная масса людей больше всего на свете жаждет "ловить кайф"!
Сладко пить, вкусно есть, сношаться с лицами противоположного пола, нежиться в теплой водичке, валяться в мягкой постели или на горячем песке... Что здесь такого, чего нет у животных?
Чем подобное поведение - в принципе - отличается от поведения свиньи, которая нажралась до отвала, залезла в корыто с теплой водой, нагревшейся на солнце, разлеглась там и хрюкает от удовольствия. Почему я об этом говорю? Да потому, что бесполезно призывать к самоограничению, к самодисциплине, к обузданию ненасытной плоти (то есть к нравственности) тех, чей идеал в том, чтобы как можно чаще "хрюкать от удовольствия".
Однако, если говорить о Пути боевых искусств, то следует отчетливо понимать: "голой обезьяне" он недоступен.
Конечно, для того, чтобы "пройти школу" в смысле освоения какой-то техники рукопашного боя, требуются лишь здоровье, время и старание.
Можно при этом быть верующим или атеистом; можно соблюдать диету, не прикасаться к рюмке и сигарете, а можно есть все подряд, периодически напиваться и выкуривать пачку в день; можно не прикасаться к женщине, соблюдать некий моральный кодекс, либо напротив, блудить, лгать, красть, предавать и продавать...
Для овладения "голой" техникой, приемами нападения и защиты образ жизни адепта, наличие либо отсутствие у него совести и прочих духовных качеств не имеют никакого значения.
Хватило бы ему только "дыхалки", то есть ресурсов сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.
Но для того, чтобы все три аспекта боевых искусств соединить в одно целое, чтобы пойти значительно дальше технического минимума конкретной системы - для этого преображение психики (и тела тоже!) через аскетизм, нравственный образ жизни, непрерывный психический и физический тренинг абсолютно необходимо. В результате человек будет оставаться грозным бойцом до глубокой старости, а не до обычных 30-35 лет.
Но гораздо важнее то, что повседневная жизнь станет для него непрерывно длящимся счастьем! Один индус (Калидаса) много веков назад красиво сказал: "Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай свою жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг горько плакали".
Может ли так прожить свою жизнь "голая обезьяна"? Более чем сомнительно.
Талантливые писатели, эти знатоки человеческих душ и жизни вообще, много раз уже излагали превосходные жизненные программы. Их цитирование заняло бы целую книгу. Поэтому ограничусь всего одним высказыванием: "Мы не знаем, и никогда не узнаем, что нас ждет за последним вздохом. Так или иначе - ты живешь. Так или иначе - неизбежно умрешь. Есть ли смысл бояться неизбежного?
Наоборот, именно поэтому следует жить разумно, смело и весело, как то подобает человеку. На удар отвечай ударом, на улыбку - улыбкой. В любви и в дружбе иди до конца и все, что не оскорбляет других людей, позволяй себе в полной мере. Гордо живи и бестрепетно умирай!" (Ал. Грин).
Кто-то может сказать, что мысли такого рода не имеют никакого отношения к Пути боевых искусств. Мне искренне жаль тех, кто так думает. Ибо давно уже известно: "сначала человек, потом мастерство".
Итак, путь, о котором идет речь, представляет собой служение высшим идеалам. Его протяженность равна всей сознательной жизни.
Следовательно, это путь для немногих ("для избранных"), особенно в нынешнюю эпоху с присущей ей верой в чудеса, с ее презрением к духовности, ненавистью к честной трудовой жизни, с чудовищным развратом, обжорством и пьянством. Наконец, с ее всеобщей ленью, бесхребетностью и надеждой на счастливый случай.
Но только эти "избранные" и могут идти по Пути боевых искусств. Остальные навсегда останутся на "поле чудес в стране дураков".
Понятно, что не имеет смысла тратить несколько десятков лет лишь для того, чтобы научиться ловко драться. При наличии в обществе гор оружия это было бы нерациональной тратой времени, просто глупостью.
Но в том-то и дело, что серьезная практика боевого искусства нацелена на физическое, психическое и нравственное совершенствование человека, а не воспитание "киллера".
Совершенный человек на порядок превосходит обычных людей во всем: в работоспособности, в сообразительности, в настойчивости, в самых разнообразных знаниях и умениях. Его превосходство проявляется также и в столкновениях с двуногими хищниками. Но это лишь следствие его совершенства, а не цель. Цель, повторю еще раз, заключается в преображении собственной духовной и телесной природы.
Стремление к ней открывает врата в принципиально иную жизнь, нежели у "голых обезьян".
Идти по Пути - значит быть не таким, как "все". Например, посещение идиотских вечеринок, дискотек и концертов заменять созерцанием вечной красоты природы; не отравлять себя алкоголем, а наслаждаться вкусом хорошего чая; ежевечернему сидению у телевизора предпочитать медитацию; вместо бесконечной возни с автомобилем - тренироваться; мясо и сладости из сахара с маргарином навсегда заменить пищей из натуральных продуктов...
Необходимо научиться слушать музыку, прошедшую испытание временем, понимать поэзию и философию, обрести знания в истории и психологии.
А самое главное, узнать на собственном опыте, что человек, посмевший вырваться из стада, фактически обречен на одиночество, даже если им восхищаются.
Пожалуй, это труднее всего: научиться быть одиноким среди людей, но радостным и счастливым в своей душе! Чтобы не скулить от тоски, не переполняться отвращением к самому себе, ненавистью или раздражением к окружающим, есть только один метод, верный для всех эпох: истово заниматься тем делом, которое предназначено каждому его судьбой.
Если так получилось, что главным для тебя стало боевое искусство, то посвяти ему себя полностью.
Не обязательно превращаться в профессионального тренера. Инженер ты или офицер, рабочий или врач, фермер или художник, не имеет значения. Надо лишь одно - чтобы твое любимое занятие в самом деле было для тебя важнее всего на свете.
И чтобы это отражалось во всех твоих поступках, независимо от "обстоятельств". Тогда неважно, сколько часов в день уходит на работу и бытовые заботы, сколько - на физические упражнения и психотренинг. Это в стаде "настоящая жизнь" начинается лишь после окончания рабочего дня или в выходные дни, которых так страстно ждут и так бездарно проводят.
Во-первых, дух и тело можно закалять всегда и везде, не только во время специальных тренировок. Во-вторых, важны не фактические затраты времени, а внутренние приоритеты. На первом месте в сознании должно стоять любимое дело, понимаемое как способ существования в мире.
Именно тогда оно дает чувство смысла жизни, полноты и радости бытия. Разумеется, в современном обществе практика боевых искусств в определенном смысле является игрой, но что такое игра с позиций философии?
Как утверждает Герман Гессе, это та "форма, которая объединяет сферы духа и материи, созерцания и действия. Созерцание - это как бы вдох, действие - как бы выдох. И человек, не владеющий в совершенстве тем и другим, не вполне еще человек".
Вернусь к началу своих рассуждений.
О каких специфических качествах и о каком поведении там говорится? По мнению Кастанеды, важнейшая черта поведения настоящего воина заключается в том, что он заранее считает себя умершим, поэтому ему нечего терять и нечего бояться. В самом деле, что может испугать мертвеца?
И зачем ему какие-то выгоды или награды? Воин верит в свой успех не веря, не имеет никаких привязанностей, встречает любую опасность с чувством радости и абсолютной свободы.
Таким образом, воин сохраняет невозмутимость духа в любом месте, в любой момент, даже тогда, когда все вокруг разваливается и гибнет.
В то же время, двигаясь по Пути боевых искусств, воин приобретает так называемое "знание тела", позволяющее интуитивно ощущать грозящую опасность и адекватно реагировать на нее, осуществляя необходимые действия без помощи рассудка.
Кроме того, это "знание" открывает дверь в кладовую резервных (скрытых) возможностей своего организма. Мнение Оямы аналогично: "путь воина является путем познания смерти". Подразумевается достижение через экстремальные ситуации, связанные с реальной угрозой жизни, дзэнского "пустого" сознания.
Такое сознание идеально отражает все происходящее вокруг.
Не задерживаясь ни на чем конкретно ("ни к чему не привязываясь"), оно готово к чему угодно. Ояма специально подчеркивал, что "истинно готов тот, кто кажется ни к чему не готовым". С понятием "пустого сознания" неразрывно связано понятие "духовного меча справедливости".
Оно означает следующее.
Когда чья-то агрессия нарушает гармоническую безмятежность воина, он, совершая акт возмездия в соответствии с мерой нарушения своего внутреннего покоя, действует без каких-либо эгоистических или садистских побуждений.
Подобно ветру, вырывающему сопротивляющееся дерево с корнями, воин просто восстанавливает "естественную гармонию бытия". Наконец, Путь боевых искусств дает человеку возможность преодолевать извечный разлад между телом и разумом.
Что больше всего препятствует единству духовного и физического?
Ответ известен давно: мешает "зажатость" человеческого ума множеством норм, понятий, условностей, привычек и догм. Мешает все то, что составляет интеллектуальное начало в человеке (животные всегда ведут себя естественно, но у них нет абстрактно-логического мышления).
Для того, чтобы стать естественным, раскрепощенным, спонтанно действующим существом, руководствующимся в экстремальных ситуациях интуицией, а не логикой, и в этом смысле похожим на дикого зверя (но в то же время по-прежнему оставаясь человеком), необходимо ослабить цивилизованное, культурное начало, и дать приоритет биологическому, природному началу.
Именно в этом заключается подлинный смысл "слияния с природой", а не в смене внешних условий жизни.
Иначе можно уйти в горы или в леса, и прожить там целую жизнь, ни на шаг не приблизившись к желаемой цели!
Теперь сделаем общий вывод: Путь боевых искусств - это такой образ жизни, главную роль в котором играет повседневная практика конкретного вида единоборства и психической саморегуляции.
В процессе многолетней серьезной практики боевого искусства и психической саморегуляции недочеловек ("голая обезьяна") постепенно превращается в человека совершенного, а в отдельных случаях даже в сверхчеловека!
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Страх беспощаден. Он показывает, что представляет собой тот или иной человек: не то, чего он хочет, а каков он на самом деле. Фридрих Hицше