ГАИ. Путешествие по кругам ада!
Во времена СССР Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) в
бытовом сознании представлялась гражданам этаким «монстром», которого
следовало опасаться, но бояться не стоило. Народная частушка,
известная каждому офицеру советской милиции, пела: «Вот идет БХСС –
сладко спит и сладко ест; следом топает ОУР – сильно пьян и очень хмур,
сзади тащится ГАИ – вечно пьет не на свои»!
Народная мысль, ничем и никем не ограничиваемая, ибо пели и о Сталине,
и о Брежневе, и о КПСС вообще, тогда
считала главным пороком ГАИ пьянство за чужой счет, но никак не
взяточничество. Десять рублей, пара бутылок или даже ящик водки – это не
взятка, это знак уважения или просто, от широты души, подарок.
А вот пятьдесят или сто рублей – это серьезно. В лучшем случае,
увольнение из органов с «волчьим билетом» за дискредитацию высокого
звания «сотрудник советской милиции». В худшем случае – уголовное
дело и резкое понижение социального статуса - был ты уважаемым
человеком, а теперь тебя, утрирую, только в сантехники возьмут…
Говоря по ученому, административная власть тогда еще только начала
превращаться в предмет товарно-денежных отношений: я не замечу нарушения
тобой правил дорожного движения, а ты поблагодари меня
за мою «слепоту».
Такое положение сохранялось, примерно, до середины 90-х годов. Автор
прекрасно помнит, как в 1994 году решались все «вопросы» в Старокиевском
районном ГАИ, которое тогда дислоцировалось в Киеве на
углу Эспланадной и Бассейной.
Упаси Боже, предложить инспектору
админпрактики деньги – обидится! А вот накрыть в кабинете стол, благо
Бессарабский рынок рядом, милое дело.
Конечно, застолье обходилось дороже, но зато все приличия были
соблюдены, а сотрапезники после первой же рюмки становились если не
друзьями, то уж точно – приятелями со всеми вытекающими и
булькающими отсюда последствиями.
Где вы, друзья?
Друзья сегодня на пенсии. Кто-то нашел себе работу с помощью
упомянутых приятелей, кто-то спился, кто-то умер. Но те, кто живы,
сегодня вместе с нами также путешествуют по кругам ада. Лично
наблюдал однажды, как полковник милиции в отставке совал под нос
молоденькому лейтенанту свое пенсионное удостоверение: «Да я, когда ты
еще под стол ходил…»
Видели бы вы выражение лица того лейтенанта!
Украинское настоящее
Марксова формула «товар-деньги-товар» сегодня прочно забыта –
марксистско-ленинская философия исчезла из программы ВУЗов. Но это не
значит, что из нашей жизни исчезли товарно-денежные отношения.
По-прежнему, два глагола, «купи-продай», определяют наше настоящее.
Давайте считать. Условно, в Украине зарегистрировано 10 млн автомобилей. Каждое транспортное средство
должно:
- получить справку-счет или иной документ, удостоверяющий сделку по его купле-продаже;
- получить временные транзитные номера;
- пройти осмотр эксперта перед постановкой на учет;
- получить временный технический талон;
- получить постоянный технический паспорт;
- получить постоянные государственные номера;
- раз в два года, раз в год или раз в квартал (в зависимости от «рода занятий») пройти технический осмотр.
Каждый владелец транспортного средства должен:
- получить медицинскую справку;
- пройти обучение вождению автомобиля;
- сдать экзамен;
- получить права и талон предупреждений;
- хотя бы раз в жизни нарушить правила дорожного движения;
- уплатить административный штраф… и т.д.
Считаем (хотя перечень далеко не полный), условно, по 1 гривне за каждый из 13-ти пунктов. Итого: 13 млн грн. Уже неплохо!
Не будут платить? А куда они денутся!
Извлечение сверхприбыли в условиях монополизации рынка – вот основное
занятие целой «армии» из 10 000 сотрудников МРЭО, дорожно-патрульной
службы и других подразделений госавтоинспекции.
Фото: Макс Левин
Бизнесмены в погонах
Ах, если бы только ГАИ! Вы думаете, у МВД другие проблемы? Тогда
знайте, никогда в независимой Украине МВД не финансировалось из
государственного бюджета «по потребности».
Например, бюджет-2010 предусматривал финансирование МВД только на
40,9% от пресловутой «потребности». И так было всегда. Цифры были чуть
больше или меньше, но, увы, так было. Как
выкручивались?
Доходило до смешного и печального. Однажды МВД Украины даже издало
приказ об утверждении прейскуранта на «услуги» следствия и уголовного
розыска. Документ определял цену, например, экспертиз,
проведенных во время расследования уголовного дела; стоимость других
уголовно-процессуальных действий; бумаги и канцелярских принадлежностей;
предусматривал даже возмещение затрат на выезд по
восстановлению картины преступления (т.н. «проводка») и пр. Калькуляция
должна была вместе с уголовным делом передаваться в суд, который, по
определению, удовлятворял бы в рамках уголовного
судопроизводства гражданский иск по возмещению расходов, понесенных МВД.
Уголовно-процессуальный хозрасчет? Смешно!
Другой пример. В январе 2005 года новый министр МВД, Юрий Луценко,
обнаружил в кабинете предшественника, Николая Белоконя, гос. номера на
автомобили серий «ОО», «II» и, самые «крутые», «ТТ».
Скажите, зачем они министру? Белоконь, что, торговал ими или вручал
вместо знаков отличия? Печально.
Поэтому, сталкиваясь с вымогательством на самом нижнем уровне –
участковый, опер, дознаватель, следователь, паспортистка, инспектор
разрешительной системы; да, наконец, просто услышав обращение к
вам инспектора дорожно-патрульной службы: «Ваши права и техпаспорт,
пожалуйста»… Будьте уверенны, раз вы вступили с кем-либо из них в
речевой и психологический контакт, рано или поздно, речь пойдет о
деньгах.