О психологической подготовке к бою…
Говоря кратко, Путь боевых искусств - это процесс превращения обычного человека в воина. А как выразился Карлос Кастанеда, "стать воином - значит сознательно выработать в себе набор специфических качеств и соответствующее этим качествам поведение".
Масутацу Ояма сказал по существу то же самое, но иными словами: "путь боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику".
Проблема Пути боевых искусств изрядно запутана тем, что, обсуждая ее, чаще всего говорят о другом. Например, начинают рассказывать о принципах "инь-ян", о пяти первостихиях и восьми триграммах, либо цитируют христианских Отцов и Учителей Церкви. То и другое не имеет особого смысла.
Не так-то просто связать даосскую натурфилософию или христианскую догматику с жестокой резней и мордобоем.
Лучше всего это получается у тех людей, которые любят глубокомысленно рассуждать о реализации в бою принципа ненасилия, о просветленном сознании бойца, о бесовских искушениях и других интересных вещах из области мистики.
Личное общение с некоторыми из них убедило меня в том, что к подобным рассуждениям наиболее склонны теоретики, никогда не вступавшие в кровавые столкновения с полупьяными субъектами, вооруженными кастетами или разбитыми бутылками (не говоря уже о рукопашных схватках на войне).
Именно теоретики преувеличивают значение мистических изысканий и недооценивают критическую роль практики. Путанице также способствует то обстоятельство, что изложение теории Пути боевых искусств традиционно пытаются осуществлять через легенды, исторические анекдоты, всякого рода притчи и афоризмы.
Однако современный человек, лишенный классического гуманитарного образования, не приученный думать своей собственной головой, в большинстве случаев не в состоянии извлечь из этих сказок хоть что-то полезное для себя. Ему требуется ясное объяснение сути проблемы, своего рода инструкция по использованию собственного тела и духа, похожая на памятку для автолюбителя или владельца компьютера.
Лично мне кажется, что для начала надо понять, чем вообще привлекает людей искусство рукопашного боя сегодня, когда имеется столько огнестрельного, химического и электрического оружия.
Видимо, дело в том, что боевые искусства (конечно, как и некоторые другие виды увлечений) позволяют удовлетворять глубинные потребности, определяющие все наши поступки.
Эти потребности разделяются у людей на три основные группы: витальные, социальные и идеальные (или духовные). Удовлетворение витальных потребностей обеспечивает биологическое существование индивида; признание со стороны себе подобных связано с социальными потребностями.
Что же касается третьей группы, то именно здесь скрыта причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того, что в совокупности составляет смысл жизни. Так вот, прикладной аспект боевых искусств, то, что в японском Будо называют "дзюцу" (техника, приемы) отвечает инстинкту самосохранения, присущему человеку как виду живых существ. Практика соревновательных поединков, показательных и трюковых выступлений ("сиай") соответствует той стороне человеческой натуры, которая нуждается в признании окружающими ее достижений и личных качеств.
Наконец, третий аспект боевых искусств, именуемый "до" (путь) связан с совершенствованием личности, с поиском смысла жизни, с обретением духовных ценностей.
Принципиально важно то, что в рамках одних школ эти стороны боевых искусств сливаются воедино, в других же реализуются по отдельности (только техника реального боя, только спорт, только психофизическое совершенствование). Ведя разговор о человеческих потребностях, следует особо подчеркнуть, что человек отличается от животных не витальными и даже не социальными потребностями, а идеальными.
Иными словами, в каждом из нас тем больше человеческого, чем сильнее наши поступки определяются стимулами духовного плана. В конечном счете (потому что на первый взгляд это совсем не очевидно) жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремление к власти или к славе - все это в людях от первобытного стада человекообразных обезьян.
В самом деле, к чему фактически сводятся мечты пресловутого "среднего человека", которого антропологи красноречиво называют "голой обезьяной"? К тому, чтобы как можно реже напрягаться умственно и физически, как можно чаще отдыхать и развлекаться.
А в процессе отдыха и развлечений наиболее значимыми являются для него положительные физиологические ощущения, особенно сексуальные и пищевкусовые. Короче говоря, огромная масса людей больше всего на свете жаждет "ловить кайф"!
Сладко пить, вкусно есть, сношаться с лицами противоположного пола, нежиться в теплой водичке, валяться в мягкой постели или на горячем песке... Что здесь такого, чего нет у животных?
Чем подобное поведение - в принципе - отличается от поведения свиньи, которая нажралась до отвала, залезла в корыто с теплой водой, нагревшейся на солнце, разлеглась там и хрюкает от удовольствия. Почему я об этом говорю? Да потому, что бесполезно призывать к самоограничению, к самодисциплине, к обузданию ненасытной плоти (то есть к нравственности) тех, чей идеал в том, чтобы как можно чаще "хрюкать от удовольствия".
Однако, если говорить о Пути боевых искусств, то следует отчетливо понимать: "голой обезьяне" он недоступен.
Конечно, для того, чтобы "пройти школу" в смысле освоения какой-то техники рукопашного боя, требуются лишь здоровье, время и старание.
Можно при этом быть верующим или атеистом; можно соблюдать диету, не прикасаться к рюмке и сигарете, а можно есть все подряд, периодически напиваться и выкуривать пачку в день; можно не прикасаться к женщине, соблюдать некий моральный кодекс, либо напротив, блудить, лгать, красть, предавать и продавать...
Для овладения "голой" техникой, приемами нападения и защиты образ жизни адепта, наличие либо отсутствие у него совести и прочих духовных качеств не имеют никакого значения.
Хватило бы ему только "дыхалки", то есть ресурсов сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.
Но для того, чтобы все три аспекта боевых искусств соединить в одно целое, чтобы пойти значительно дальше технического минимума конкретной системы - для этого преображение психики (и тела тоже!) через аскетизм, нравственный образ жизни, непрерывный психический и физический тренинг абсолютно необходимо. В результате человек будет оставаться грозным бойцом до глубокой старости, а не до обычных 30-35 лет.
Но гораздо важнее то, что повседневная жизнь станет для него непрерывно длящимся счастьем! Один индус (Калидаса) много веков назад красиво сказал: "Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай свою жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг горько плакали".
Может ли так прожить свою жизнь "голая обезьяна"? Более чем сомнительно.
Талантливые писатели, эти знатоки человеческих душ и жизни вообще, много раз уже излагали превосходные жизненные программы. Их цитирование заняло бы целую книгу. Поэтому ограничусь всего одним высказыванием: "Мы не знаем, и никогда не узнаем, что нас ждет за последним вздохом. Так или иначе - ты живешь. Так или иначе - неизбежно умрешь. Есть ли смысл бояться неизбежного?
Наоборот, именно поэтому следует жить разумно, смело и весело, как то подобает человеку. На удар отвечай ударом, на улыбку - улыбкой. В любви и в дружбе иди до конца и все, что не оскорбляет других людей, позволяй себе в полной мере. Гордо живи и бестрепетно умирай!" (Ал. Грин).
Кто-то может сказать, что мысли такого рода не имеют никакого отношения к Пути боевых искусств. Мне искренне жаль тех, кто так думает. Ибо давно уже известно:
... Читать дальше »